Новости


16 июня 2025 |

Как корпоративное обучение помогает бизнесу достигать стратегических результатов?

Вызовы корпоративного обучения последних двух лет говорят о смещении фокуса с объемов и скорости обучения на измерение его эффективности и вклад в конкретные бизнес-результаты – от метрик активности к метрикам влияния на стратегию.

Обсудить тенденции и предложить решения собрались более 50 участников HR-PM-клуба и руководителей корпоративных университетов – Газстройпром, НЛМК, ТМК, ТУ УГМК, Мосинжпроект, СберУниверситет, Металлоинвест, Газпром шельфпроект, Газпром бурение, Газпром нефть, Газпромнефть ГЕО, Газпром инвест, Синергия ПАО ГПН, Корпоративная Академия Росатома, Атомстройэкспорт, ГК Гранит, НПЦ 1С, СПбГЭУ, Россельхозбанк и др. Такое партнерство крупнейших компаний России поможет восполнить кадровый дефицит на рынке.

Встреча состоялась 2 июня в г.Санкт-Петербурге по приглашению заказчика встречи – АО «Газстройпром», оператора HR-PM-клуба – Университета Управления проектами ГК ПМСОФТ и партнера встречи – консалтинговой компании BITOBE.

С приветственным словом к участникам выступил генеральный директор АО «Газстройпром» Николай Ткаченко. Он отметил, что сегодня время корпоративных университетов, их роль колоссальна и в ситуации серьезных вызовов с персоналом они принимают «удар на себя», чтобы обучить и повысить эффективность бизнеса. «В условиях стремительного роста требований мы должны максимально усиливать команду – прокачивать знания, навыки, энергию. Это непросто, но даёт простор для новых решений. Сегодня важно видеть шире и не бояться предлагать идеи.»

Заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «Газстройпром», Алексей Чирков заметил, что обучение – это обмен. «Сейчас важно понять, где мы находимся, чему можем научиться у коллег и чем можем быть полезны друг другу – в мотивации, росте производительности, развитии людей.» Основная цель корпоративного университета - выстроить вертикаль обучения. Участие корпоративных университетов в мероприятиях HR-PM-клуба поможет наладить диалог с бизнес- и HR-сообществом.

Дискуссия продолжилась в рамках пленарного заседания «Бизнес вызовы и запрос на человеческий капитал», модерацию которого провели Екатерина Пужанова, директор по развитию Университета Управления Проектами ГК ПМCОФТ, и Наталья Боровикова, директор по развитию BITOBE. Со стороны заказчика, генподрядчика и подрядчика обсуждение поддержали: Александра Яковлева, советник генерального директора АО «Газстройпром», Дмитрий Сотников, вице-президент по инвестиционным проектам НЛМК, Ирина Вахрушева, директор проектов Корпоративного университета Сбербанка, Сергей Геращенко, руководитель проектного офиса, Александр Веркин, директор департамента инжиниринга «Север Минералс».

Эксперты определили вызовы бизнеса, которые ведут к повышению объемов инвестиций в персонал:

  • высокая неопределенность;
  • сокращение привычных рынков и быстрый выход на новые направления;
  • ускоренная реализация проектов в рамках «короткого окна возможностей» для бизнеса (то, что раньше реализовывалось за 3 года, сегодня должно быть сделано за 2, а то и 1,5 года);
  • высокие риски технологий, качества оборудования и логистики;
  • низкий уровень производительности большинства российских подрядчиков и увеличение доли китайских, которые быстро адаптируются в российских условиях;
  • «вилка эффективности и себестоимости» на фоне высокой стоимости инвестиционных ресурсов, инфляции и дисбаланса рабочих и инженерных кадров в регионах (одновременно «нужно быстрее, дешевле и лучше»);
  • агрессивный хантинг из ключевых проектов в условиях общего дефицита ресурсов.

Участники выразили общее мнение, что значение корпоративного университета становится тем выше, чем больше он «отдает бизнесу» и повышает его эффективность. В свою очередь запросы бизнеса к корпоративному университету меняются и переводятся в стратегические задачи:

  1. Развитие культуры опережающего обучения – бизнес формирует стратегию, которая должна отражаться в HR-стратегии и затем в T&D стратегии;
  2. Ускоренная интеграция нового персонала в корпоративную среду, быстрое применение знаний на практике и выход команд на проектную производительность;
  3. Восполнение инжиниринговых и перспективных цифровых компетенций;
  4. Повышение эффективности путем развития кадрового и управленческого потенциала. В частности, уровень компетентности команды влияет на отклонения в стоимости проекта, скрытые резервы выявляются инструментами проектного контроля и качеством графиков, а штрафы за отклонения по срокам минимизируются через качественное управление подрядчиками и производительностью на площадке;
  5. Формирование команд «под ключ», которые способны обеспечить предсказуемость контрольных параметров проекта, толерантны к неопределенности, могут сокращать отклонения «не теряя голову». Например, согласно опросу ТОП-менеджеров, проведенному HR-PM-клубом в 2024 году, бизнес ожидает зрелые проектные команды «олимпийского резерва», способные уже в первые пару месяцев от старта проекта давать результат (70% опрошенных), быть предсказуемыми (28%), а по ряду проектов – являться лучшей командой в отрасли по срокам и стоимости (9%);
  6. Формирование команд, способных работать одновременно на разноплановых рынках и быстро решать новые неожиданные задачи;
  7. Удержание эффективности и увлеченности команд через обучение во время проектных смарт-пауз;
  8. Внедрение инноваций в обучении. Так по данным LinkedIN Learning лишь 4% компаний продвинулись до стадии измерения эффекта после внедрения инновационных форм.

Подводя итоги пленарной дискуссии Екатерина Пужанова отметила: «Если три года назад на отладку оргспособности команды уходили первые 20-25% прогресса проекта, то сегодня –максимум первые 1-2 месяца. По данным статистики только один из трех проектов оказывается успешным, стоимость реализации превышает 30-60%, почти 30% проектов являются «переделкой». Это дорого обходится заказчикам на площадке. Поэтому корпоративные университеты – важнейший элемент в цепочке повышения производительности и создания общей эффективности бизнеса. «Ставки» растут, KPI корпоративных университетов изменились, бизнес предъявляет высокие требования к функциям T&D. Однако роль заказчика обучения по управлению проектами, который профессионально ставит задачу и готов к партнерской модели взаимодействия, для бизнеса пока новая и требует системного развития.»

Михаил Милинис, генеральный директор BITOBE, заметил в своем выступлении, что роль корпоративных университетов (КУ) значимо различается в зависимости от целевой аудитории и уровня влияния на стратегию компании. Корпоративные университеты могут решать 4 базовые задачи – обучать сотрудников в соответствии со стандартами (учебный центр), создавать культуру обучения (обучающая сеть), поддерживать стратегические цели, объединять лидеров компании. Эксперт также обозначил 3 бизнес-фокуса для КУ – образование (центры профессионального обучения, развития ТОП менеджмента, академические программы), трансформация (инструмент стратегической трансформации, улучшения цепочки ценности, диалога ТОП - менеджмента и стейкхолдеров), интеграция (инструмент культурной интеграции, центр управления знаниями, стандартизация ключевых практик).

В кейсовом блоке эксперты обменялись подходами к моделированию эффективности обучения. Вице-президент по инвестиционным проектам НЛМК Дмитрий Сотников поделился тем, как Университет НЛМК производит оценку эффективности образовательного решения. В частности, используются уровень удовлетворенности, дельта знаний, степень применения инструментов (практическая применимость), степень готовности использовать знания и навыки, CSI, NPS PO, NPS тренера и др. Он привел пример программы обучения проектных команд hard skills «Проектная Академия», в результате которой повысились метрики по качеству графиков и взаимодействию КУП (планировщики, СМР).

Директор корпоративного университета АО «Газстройпром» Айрат Хафизов представил подход к оценке эффективности обучения линейных руководителей строек. В качестве метрик были названы показатели снижения текучести обученного персонала, дельта от общей текучести сотрудников, увеличение выработки бригад по результатам обучения, экономический эффект от повышения выработки, сохраненное количество линейных ИТР в компании, снижение нарушений строительного контроля.

Александр Пронин, руководитель практики обучения BITOBE отметил: «Нет плохих моделей измерения эффективности обучения – есть неверный выбор инструмента под задачу». Спикер рассказал о 5 моделях оценки обучения и опыте внедрения таких инструментов как: мониторинг по KPI, методика оценки эффективности обучающего мероприятия (Кэо), оценка по анкетам обратной связи, чек-лист оценки преподавателя, методика «360 градусов», соответствие Положению о разработке УММ, соответствие Шаблону программы внешнего провайдера и др.

В рамках мероприятия состоялась презентация цифровых визиток корпуниверситетов. Свои визитки представили Газстройпром, Мосинжпроект, Технический университет ТУ УГМК, Университет НЛМК, Сберуниверситет, ТМК2U, Университет Управления проектам ГК ПМСОФТ.

Университет Управления Проектами Группы компаний ПМСОФТ более 10 лет сотрудничает с корпоративными университетами из разных отраслей через формирование уникальных программ подготовки и развития проектных команд, оценку зрелости, привлечение отраслевых экспертов, модерацию стратегических и проектных сессий.

Директор внешних программ комплексного развития руководителей Сберуниверситет Ирина Вахрушева презентовала Академию лидеров цифровых команд. Также о программе развития лидерства в своей компании рассказала директор по развитию клиентских программ Корпоративного университета ТМК2U Ольга Рудь. Менеджер по планированию и организации отчетности в Газпромнефть Евгения Тулюпа рассказала о программе развития экспертов КЭП и ашурансов.

В конце встречи организаторы вручили участникам Сертификаты за успешное прохождение пробного тестирования PRE.PM.certifica для HR, который позволяет на специальных условиях пройти сертификацию уровня PM.3: Партнер проектной команды. Ответы участники нашли в бесплатных образовательных эфирах HR-нетфликс. Живой интерес аудитории также вызвали другие специальные предложения для корпоративных университетов:

СМИ о встрече HR-PM-клуба 02.06.2025

Возврат к списку

ВСТУПИТЬ В HR-PM-CLUB

1

Получите рекомендацию хотя бы одного участника клуба

2

Отправьте письмо
на почту клуба
hr-pm-club@pmsoft.ru
и получите подтверждение
в ответном письме

3

Добро пожаловать в сообщество
HR-руководителей и практиков проектного управления!

КАК ВСТУПИТЬ В HR-PM-КЛУБ
1

Получите рекомендацию хотя бы одного участника клуба

2

Отправьте письмо на почту клуба

hr-pm-club@pmsoft.ru

и получите подтверждение в ответном письме

3

Добро пожаловать в сообщество HR-руководителей и практиков проектного управления!